Здравствуйте!

Недавно я получила письмо от подписчика Владимира:

«Татьяна, рассказываю Вам о себе, я в настоящий момент скачал на компьютер таблицы Шульте и стараюсь ежедневно выполнять это упражнение не менее 10 раз, при этом среднее время пока 45 секунд — это тройка (оценка), но начал я чуть ли не с 70 секунд. Скажите, а скорость чтения и скорость заполнения таблиц Шульте в какой зависимости, прямо пропорциональной или нет? Ведь в этом упражнении тренируются сразу угол обзора, концентрация и память».


Спасибо Владимиру за интересный вопрос!

Таблицы Шульте – достаточно широко известный инструмент, который помогает людям в овладении навыками скорочтения. Однако таблицы Шульте сильно идеализируют, называя едва ли не единственным упражнением для развития скорочтения.

На самом деле это не так. Более того, если с таблицами Шульте работать неправильно, вреда это может принести гораздо больше, чем пользы. В частности, можно развить синдром быстрого глаза – широкое боковое зрение, возможность быстро бежать глазами по тексту, не понимая при этом его смысла.

Во избежание этого обязательно изучите на нашем сайте материал«Обзор программ с таблицами Шульте»http://tatianabadya.ru/articles/obzor-programm-s-tablitsami-shulte/. В этом обзоре даны основные правила работы с таблицами.

Обратите внимание, что правила отличаются от тех, которые можно найти на многих сайтах в Интернете (где материал скопирован из одного источника и является неверным). С таблицами очень важно работать постепенно. Не смотрите сразу по центру таблицы, сначала пробегитесь глазами по столбцам вертикально.

Действительно ли таблицы Шульте помогают тренировать угол обзора, концентрацию внимания, память? Да, это так. Таблицы являются отличным инструментом для расширения угла обзора или как мы называем его в скорочтении – поле видения, поле восприятия информации. Концентрация тоже развивается, однако память тренируется только кратковременная.

Для эффективного чтения текстов необходимо не только прокачать кратковременную память, но развить и долговременную. Также важна способность быстро извлекать из долговременной памяти нужную информацию. Поэтому таблицы Шульте не являются панацеей.

Обязательно проверьте себя по соответствующей статье. Если Вы выполняете упражнение правильно, то есть делаете один или два подхода в день по 5 таблиц, то все в порядке. Если же с одной таблицей Вы работаете по 10 раз, глядя по центру, стараясь выискать нужные цифры, то, скорее всего Вы совершаете те ошибки, которые описаны в обзоре.

В данном случае целесообразно начать с других упражнений. Если Вы значительно уменьшили время работы с таблицей, то это уже хороший результат. Все люди разные. Я встречала людей, которые проходили даже самую сложную таблицу за 12-15 секунд.

У многих моих выпускников время работы с таблицей Шульте составляет 20-25, у кого-то 30 секунд. Здесь не может быть одного верного результата для всех. Если гнаться за тем, чтобы пройти таблицу за 10 секунд и не получить при этом желаемого результата, то можно и вовсе разочароваться в таблицах в скорочтении в целом, и ни к чему хорошему это не проведет.

Соревнуйтесь не с нормативами, а сами с собой. Удалось сегодня прочитать на 1-2 секунды прочитать быстрее? Хорошо. В принципе, скорость прохождения таблиц и скорость чтения не так уж сильно связаны. Это ещё один миф: «Для развития скорочтения я буду делать по 20 подходов таблиц Шульте. Я научусь их проходить, и стоит мне посмотреть на текст – я смогу пробежаться по нему глазами, выхватить информацию и замечательно это запомнить».

Надеюсь, что изложенная выше информация дала понимание того, что скорочтение и работа с таблицами Шульте – процессы совершенно разные. Во время чтения у нас задействованы не только концентрация внимания, кратковременная память и возможность зрения выхватывать много информации. Должна работать антиципация, также необходимо отказываться от внутреннего проговаривания. Следует ускорять работу мозга по восприятию слов, а не цифр как в таблицах Шульте. В этом плане полезно поработать с буквенными таблицами.

Если Вы рассчитывали развить хорошую скорость чтения только за счет таблиц без применения методов скорочтения, без каких-либо других упражнений, вынуждена Вас огорчить – вряд ли получится. Скорее всего, просто разовьёте синдром быстрого глаза. Таблицы Шульте следует подключать на последней трети, максимум в середине курса обучения скорочтению.

Проводились эксперименты, и было доказано: сначала необходимо работать над скоростью мышления, улучшить долговременную и кратковременную память, проработать тезаурус, антиципацию, проработать вертикальное чтение, авточтение, познакомиться со сканирование информации. Только после этого целесообразно подключать таблицы Шульте. Поэтому будьте крайне аккуратны, чтобы не оказаться в ситуации, что когда придется переучиваться и разгребать последствия работы с таблицами.

Всем остальным читателем рекомендую проявлять осторожность. Если Вы сомневаетесь – подойдет ли Вам то или иное упражнение, стоит ли его использовать именно сейчас или лучше немного подождать – ответьте мне или моим помощницам в ответ на письма с рассылкой, и мы Вам обязательно подскажем.

Согласитесь, лучше подстраховаться, чем потратить потом 2 месяца на преодоление синдрома быстрого глаза. Если же Вы уже освоили методы скорочтения и хотите улучшить продуктивность работы с текстом, то используйте таблицы Шульте. Можете скачать их со страницы обзора компьютерных программ: http://tatianabadya.ru/articles/obzor-programm-s-tablitsami-shulte/

Хотите опубликовать этот материал у себя в блоге, на сайте, в рассылке или бесплатной книге?
Да пожалуйста! Некоммерческое распространение этой статьи приветствуется при соблюдении всего двух условий: публикации материалов без изменений и указания следующей информации:

Автор статьи - Татьяна Бадя. Источник - сайт об эффективной работе с информацией tatianabadya.ru (гиперссылка обязательно должна работать).