Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня я хочу представить вашему вниманию статью моего коллеги – Сергея Михайлова. Он уже давно работает в области скорочтения, и я уверена, что его статья вам пригодится.

Одна из вещей, которая интересует людей, занимающихся самосовершенствованием состоит в том, как прочитать больше, запомнить лучше, а потом прочитанное и запомненное использовать на практике. После некоторых исследований, можно прийти к выводу, что помочь в данном затруднении может скорочтение.

Давайте рассмотрим принципы, на которых базируется скорочтение:

  • Во первых, нужно иметь широкий угол зрения для того, чтобы одним взглядом охватить всю страницу и, конечно же быстро обработать воспринятую информацию. Кстати, проверить свой угол зрения можно при помощи следующего упражнения «Угол зрения«, а так же при помощи Таблиц Шульте.
  • Во вторых, быстро читающий человек должен читать без внутреннего проговаривания текста. Как утверждают многочисленные преподаватели скорочтения, проговаривание текста — это существенный недостаток, значительно снижающий скорость чтения.
  • В третьих, быстро читающий человек (скорочитатель) должен использовать особые алгоритмы обработки текстов, например, применять интегральный и дифференциальный алгоритм чтения.
  • В четвертых, для того чтобы начать быстро читать, необходимо ввести себя в особое психологическое состояние.
  • В пятых, быстрому чтению мешают возвратные движения глаз. Медленно читающий человек читает одну и ту же фразу несколько раз, а это существенно снижает скорость чтения.

Почти любой тренер скорочтения базирует свою методику на вышеуказанных пунктах, разработанных еще в до-Интернетную эпоху (еще в бытность СССР).

Однако жизнь и технологии не стоят на месте. Сергей Михайлов, который выпустил несколько книг по теме скорочтения (например, «Скорочтение — шаманство над книгой» в издательстве Питер и книгу «Больше, чем скорочтение» — издательство Феникс) сделал следующий шаг в теории скорочтения.

Сергей утверждает, что каждый взрослый человек уже обладает необходимыми предпосылками для увеличения скорости чтения (без каких либо дополнительных тренировок). Среднестатистический читатель обладает достаточно широким углом зрения, чтобы охватить четверть — половину страницы книги. Убедитесь в этом прямо сейчас при помощи вот этого онлайн тренинга:

 

Так же в противовес существующей теории, Сергей утверждает, что читать текст без проговаривания невозможно (поскольку чтение — это вид речевой деятельности). Для лучшего запоминания, основные мысли следует читать медленно и вдумчиво, а вот словесную шелуху пропускать.

Так же Сергей подвергает сомнению действенность интегрального алгоритма чтения (алгоритм советует особым образом запоминать факты, издателя и выходные данные). Ведь в обычной жизни мы читаем для того чтобы запомнить факт или справиться с каким либо затруднением, а не читаем для того чтобы запомнить издателя, выходные данные и дату публикации (а это необходимые пункты алгоритма). Интегральный алгоритм не способствует скорочтению, а способствует его замедлению. Чтобы понять нелепость требования интегрального алгоритма представьте, что ученик запоминает экзаменационные билеты согласно этого алгоритма, тогда, на экзамене он будет отвечать на вопрос примерно следующим образом: «Как сказано в учебнике Иванова, издательство Наука, год издания 2000г, на странице…..».

Одним из необходимых навыков в области увеличения скорости чтения является развитое воображение. Воображение позволяет представить результаты чтения. Так же воображение необходимо для того чтобы найти альтернативные пути получения информации. Разогреть воображение перед чтением можно при помощи проекта по дорисовыванию графических задач на развитие воображения и придумыванию смешных подписей.

Вопрос — как человек читает не так и прост — мы пребываем в мифах. Достаточно начать смотреть на процесс чтения как бы со стороны, чтобы понять, что мы читаем не по буквам и не слогами, а часто словосочетаниями. Да, да! прямо как китайцы. Процесс чтения требует большой концентрации мысли. Понять, как человек читает так же не легко, как обучить ребенка чтению, но без этого не будет прогресса.

 

Убедитесь в том, что вы можете схватывать смысл в казалось бы белиберде при помощи вот этого тренинга. Это работает ваше воображение и ассоциативная память!

Вот такие интересные эксперименты вы можете провести прямо сейчас. И взглянуть на процесс чтения с другой стороны.

Так как же читать быстрее?

В начале статьи был вопрос о том, как читать больше и заминать лучше. Так вот, это не правильная постановка вопроса. Как говорится, если делаешь, но не получаешь результата, то что то делаешь не то или не так. Если вы тоните в потоках информации, то это значит, что вы не можете отличать мусор от действительно важной информации. Если читаете книги, которые похожи друг на друга, как сиамские близнецы, то это значит, что вы занимаетесь изображением деятельности.

Вместо того, чтобы невнимательно читать мусор, читайте внимательно важную и выверенную информацию. Важная информация находится в учебниках, в книгах гениев и классиков, а так же в действиях боле успешных людей.

Что нужно сделать прямо сейчас, чтобы не читать мусор:

  1. Вспомнить какие книги вы прочитали за последний год.
  2. Разделить книги по классам. Например, научно популярная экономика, психология…
  3. Купить учебники для ВУЗов выделенных вами классов. Внимательно изучить их. Внимательно! ни какого фоточтения или скорочтения. Если нет времени читать, то многие курсы можно найти в аудиоварианте.

Например, если интересуетесь парапсихологией, то следует купить учебник психологии для ВУЗов.

Например, если интересуетесь методиками генерации идей, то купить учебники по Философии и психологии.

 

Желание читать как можно быстрее базируется на ложных доводах.

Например, человек считает, что он может быстрее сам разобраться в книгах. Это ложное утверждение. На Востоке, одним из обязательных условий роста, является поиск учителя и следование его советам. Желание все сделать самому — это проявление гордыни.

Очень много вреда ученикам скорочтения было нанесено теоретиками скорочтения, утверждающими, что текст можно читать совершенно молча. Это совершенно ложное утверждение. Чтение является речевой деятельностью (ссылка на википедию). Конечно, часть информации может восприниматься образами, и это показал пример в начале статьи, однако, важные участки текста следует читать внимательно. Рефлексировать. Потом еще раз внимательно читать, до тех пор, пока не будет изменена структура сознания и не будет понятно, как полученные знания можно применять на практике.

 

Та что же делать чтобы увеличить скорость чтения?

  1. Общаться с успешными людьми — они дадут знания в режиме прямого доступа
  2. Не читать мусор. Читать классиков
  3. Использовать резервы времени (слушать книги).
  4. Научиться пользоваться резервами подсознания.