По роду деятельности мне довольно часто приходится публично выступать.  Я нигде и ни когда не училась делать это правильно, но, как говорится, жизнь заставляла и ничего не оставалось, как идти в аудиторию.

У меня были хорошие учителя, мне удачно удавалось им подражать, копировать, подмечать некие тонкости и это, безусловно, помогало – учителя то были профи!

Как показал дальнейший жизненный опыт, то, что я усвоила, было верно с точки зрения науки Ораторского искусства.

Так как то, что мне приходилось делать, относилось в наибольшей степени к тренинговой работе с коллективом, буду описывать основные аспекты именно этого вида выступления.

Итак, начнем:

.. издалека) Для того, что бы тренинг прошел успешно, к нему обязательно нужно готовиться и пройти несколько подготовительных этапов. Скажу даже больше: лично для меня, успех публичного выступления — в целом — и тренинга — в частности — зависит от того, насколько тщательно я к нему подготовлюсь.

1. В тренинге всегда есть несколько заинтересованных сторон: заказчикучастник и получатель выгоды. Всем сторонам требуется задать правильные вопросы (выражаясь научным языком, «снять запрос»).

В роли заказчика могут выступать мама, начальник, HR и т.д. и у него нужно выяснить, что должны делать участники тренинга и что они должны перестать делать после тренинга.

Участником может быть, например, руководитель и у него нужно узнать, в каком случае он будет считать, что прошел для него с пользой.

Получателем выгоды могут быть подчиненные, клиенты и т.д. и нужно выяснит их ожидания: что должно измениться после тренинга в поведении участников и что должно поменяться в результатах их деятельности.

Важно знать, в каком направлении работать, так же следуют обсуждать и корректировать ожидания, если они сильно разнятся у всех трех сторон.

930х180

 

2. Далее следует этап, на котором важно ответить на несколько вопросов:

  • сколько подобных тренингов проходили участники;
  • каких результатов они достигают;
  • кто из участников самый успешный (посмотреть на него, познакомиться с ним, немного поговорить);
  • кто наименее успешен;
  • оценить однородность – разнородность аудитории (возраст, опыт, м/ж — важно состыковать интересы, если участники одноопытные – лучше применять игры, если разноопытные – наставничество).

Данный этап может, как ограничится перечнем приведенных вопросов, так и включать в себя массу и муссу различных уточняющих вопросов. Например, для результативного и навыкового тренингов перечисленных вопросов не хватает, а для психотерапевтических тренингов полученной информации вполне достаточно..

3.  Следующий этап заключается в подготовке материалов. Стоит отметить, что иногда материалы не потребуются вообще (например, занятия по тайм-менеджменту). Можно подготовить, так называемые, пустографки, где участники будут делать пометки в соответствующих графах. Можно раздать материал с алгоритмами работы, что бы участники могли забрать распечатки с собой. Можно подготовить полные выкладки теории с инструкциями и упражнениями по пройденному материалу. Тут все зависит от предстоящей работы и выбранного для группы направления.

4. Простой, но важный этап: подготовка аудитории. Лучше всего приготовить простой и банальный чек-лист, например, содержащий такие пункты: материалы для тренинга (доска, маркеры, блокнот для флип-чата, бумажный скотч, клейкие листочки); материалы для участников(ручки, бумага); материалы для тренера (видеокамера, проектор, телевизор, колонки, указка, микрофон); материалы для упражнений (любые предметы; например, для винного тренинга мне требовались: рушник, закупоренная бутылка, нарзанник, трей-джек, кулер, каплеуловитель, бокалы).

5Этап самонастройки на тренинг (о чем нужно думать, что бы настроить себя на процесс):

  • о себе, своем самочувствии и самоощущении;
  • о том, как себя ощущают участники тренинга;
  • о результате каждого блока занятий;
  • о результате всего тренинга;
  • о запросах участников.

Что еще важно для успешного публичного выступления:

  • правильная поза, жесты (потренироваться);
  • голос, уровень громкости, эмоциональная окраска (подумать над этим, попробовать);
  • соблюдение дресс-кода (удобная одежда, соответствующая и приемлемая в среде слушателей);
  • прическа, макияж (я часто говорю с участниками тренинга о стандартах внешнего вида, в связи с чем стараюсь сама соответствовать описываемым стандартам; например, работникам общепита следует держать руки ухоженными, с коротко подстриженными ногтями без покрытия – в качестве примера я могу показать свои руки; есть ограничения по количеству и размерам украшений и тут я тоже могу послужить наглядным примером).
  • быть готовыми к непредвиденным вопросам и к тому, что процесс обучения может пойти несколько не так, как было запланировано изначально.

Хотите опубликовать этот материал у себя в блоге, на сайте, в рассылке или бесплатной книге?
Да пожалуйста! Некоммерческое распространение этой статьи приветствуется при соблюдении всего двух условий: публикации материалов без изменений и указания следующей информации:

Автор статьи - Алина Максимова. Источник - сайт об эффективной работе с информацией tatianabadya.ru (гиперссылка обязательно должна работать).