Presenting strategyНа конференциях, тренингах, планерках, собраниях и других публичных мероприятиях оратора поджидает много трудностей. Это и волнение, и форс-мажоры (отключили электричество, и вы не можете показать слайды). Однако наибольшие сложности возникают у ораторов при взаимодействии с аудиторией. Особенно – с «трудными» участниками.

Они бывают разными:

  • «шептуны», которые пришли не вас послушать, а друг с другом поболтать, мешая остальным участникам;
  • «болтуны», которые в отличие от «шептунов» не друг с другом общаются, а со всем залом;
  • «несчастные», у которых и упражнения не получаются, и файл не открывается, и стул неудобный… и вообще – жизнь не удалась;
  • «эксперты», которые все знают лучше вас;
  • «спорщики», любители поставить под вопрос любой тезис. даже самый очевидный;
  • «кобры», которые проверяют оратора на прочность каверзным вопросом в самом начале выступления. Справитесь – они будут на вашей стороне и защитят от других «трудных» участников. Не справитесь – превратятся в «спорщика» и не успокоятся, пока не замучают вас.

Здесь перечислены не все «трудные» участники, только самые распространенные. Давайте посмотрим, как с ними взаимодействовать, чтобы ваше выступление прошло хорошо, и нервы остались целы.

Главная мысль

Вы – оратор (тренер, ведущий, выступающий). Во время выступления вы наделены особой силой и влиянием. Если не природными, то, как минимум, формальными.

И если кто-то начинает «докапываться» до вас, чаще всего это означает его подсознательное желание приобщиться к вашей влиятельности, получить хотя бы немного внимания аудитории.

Правила взаимодействия

  1. Понять, внутренне оправдать человека.
  2. Понять, есть ли зона для сотрудничества.
  3. Договориться (2-3 захода, при необходимости — временное отступление).
  4. Если не получилось договориться – вступить в «борьбу».

kak_prervat_razgovorМягкие варианты

  • Продемонстрировать договороспособность.
  • Мягко начать прояснять возражение, задать вопросы, попросить объяснить (это поможет отделить «трудных» участников от адекватных, у которых просто возник вопрос или они что-то не поняли).
  • Зафиксировать промежуточную договоренность («Давайте продолжим нашу продуктивную дискуссию на перерыве»).
  • Дать человеку особую роль. Моя любимая тактика на очных тренингах – назначить «эксперта» помощником «неудачника», а «спорщика» или «болтуна» — надзирателем за «шептунами».
  • Использовать технику продавцов и переговорщиков «работа с возражениями.

7 шагов работы с возражениями

  1. Выслушайте. Дайте выговориться.
  2. Выразите понимание.
  3. Сделайте комплимент возражению.
  4. Поставьте возражение под вопрос.
  5. Ответьте.
  6. Подтвердите, что вас услышали.
  7. Переходите к следующему этапу своего выступления.

Крайние варианты

  • Задать вопрос аудитории: «Кому еще интересен вопрос Константина?». Адекватные люди уже устали от «трудного» участника и радостно ответят: «Никому!».
  • Предложить роль оратора: «Выходите, пожалуйста, на сцену, берите микрофон. Коллеги, давайте поприветствуем Полину, она нам сейчас расскажет про ХХХ». В 90% случаев «трудный» участник отказывается и замолкает. В оставшихся 10% случаев в ходе его неумелого экспромта публика освистывает оратора-неудачника и просит вас продолжить выступление.
  • Отправить особо буйного покурить или погулять: «Борис, я вижу, что вы отлично знаете эту тему, и она вам не актуальна. Однако остальным участникам она важна. Идите погуляйте минут 15, потом возвращайтесь – мы как раз перейдем к следующей теме». После таких слов у нарушителя спокойствия два варианта: уйти (и потерять желанное внимание аудитории) или перестать вас донимать.
  • Самый крайний вариант – выгнать участника без права вернуться. Это допустимо только с по-настоящему неадекватными людьми (психически нездоровыми, крайне агрессивными и теми, кто оскорбляет других участников). Если неадекват заплатил деньги за участие в вашем мероприятии, не забудьте их ему вернуть. Иначе он наверняка продолжит мстить вам и этому ужасному миру и после тренинга или выступления.

Таковы основные правила работы с «трудными» участниками. Не бойтесь их и помните – во многих случаях они могут стать вашими сторонниками и даже защитниками.

Employees Listening to PresentationНапишите в комментариях, с какими типами «трудных» участников вы сталкиваетесь чаще всего.

Удается ли урезонить их мягкими способами?

Приходилось ли вам использовать жесткие методы?

Хотите опубликовать этот материал у себя в блоге, на сайте, в рассылке или бесплатной книге?
Да пожалуйста! Некоммерческое распространение этой статьи приветствуется при соблюдении всего двух условий: публикации материалов без изменений и указания следующей информации:

Автор статьи - Татьяна Бадя. Источник - сайт об эффективной работе с информацией tatianabadya.ru (гиперссылка обязательно должна работать).