С тех пор, как наши предки научились говорить, они  достаточно быстро совершили переход от  стадного существования к общественному строю. Угадайте, кто был первым мэром древнего города? Конечно же, тот человек, который лучше всех владел красноречием.

Речь дана нам  для выражения процессов, которые происходят в нашем  внутреннем мире. Считается, что слово дает человеку силу, могущество и влияние на окружающий мир. Оно также может нанести огромный вред. Именно поэтому ораторское искусство стало объектом изучения человечества едва ли не с момента своего сотворения.

Кроме той речи, которую человек слышит, существует ещё и так называемая «зрительная» речь – мимика, жесты, положение тела говорящего. Слушатель всегда очень легко улавливает несоответствие между смыслом сказанного и тем, что он видит. Мимика  и жесты говорящего — это невербальные способы общения.

Жесты и мимика не должны быть надуманными, формальными или тупо отрепетированными.  Они  должны подкреплять мысль, наглядно ее демонстрировать, прояснять  подтекст  сказанного.

Мимика подчеркивает и эмоциональную окраску слова. Существует своеобразный код, знаковая система ораторской жестикуляции, например, отрицание — как бы «минус», прочерченный рукой в воздухе. Утверждение — взмах руки сверху вниз. Рука, прижатая к сердцу — подтверждение искренности, а сжатая в кулак — выражение убежденности. Нельзя злоупотреблять жестом — чрезмерная жестикуляция отвлекает. Жест должен быть мотивационным, сдержанным и лишь подкреплять вербальную информацию.

1237925914_33

Мимика отображает настроение того, кто говорит, его отношение к предмету обсуждения. Часто движения таких мышц – непроизвольные, они способны рассказать о человеке даже то, о чём он молчит.  Сопровождение речи  соответствующими  движениями мышц лица определяет искренность того, кто говорит, уровень заинтересованности смыслом сказанного. Ещё со времён Давней Греции ораторское искусство определяет мимику как один из основных невербальных средств общения. Мимика  сопровождает и дополняет вербальную речь.

Несоответствие речи с невербальными средствами общения плохо сказывается на восприятии смысла сказанного. Для того, чтобы  убедить слушателя, оратор должен хорошо владеть не только голосом, но и своим телом.

Отсутствие жестов — руки, висящие вдоль тела или зафиксированные в какой-либо статической позе — это тоже жест, который несет о говорящем определённую  информацию.

Иногда какой-то жест повторяется очень часто и не несет в себе никакой смысловой нагрузки. Этакий «жест-паразит»: потирание носа, затылка, подбородка… когда слишком часто поправляются очки… верчение какого-то предмета в руках…

Опытный оратор умеет, как дирижер, управлять слушателями. Ничего не говоря, только через жесты, мимику и позу подаёт  аудитории сигналы «да» и «нет», сигналы «одобрения» и «неодобрения», вызывает  нужные ему эмоции в зале.

Как хорошо это видно на примере русской школы актёрского мастерства! С уходом советской эпохи, будто что-то невидимо надломилось.  Многие стремятся говорить красиво и грамотно, однако чего-то недостает в этих пламенных речах, возможно внутренней силы и энергии.

Хотите опубликовать этот материал у себя в блоге, на сайте, в рассылке или бесплатной книге?
Да пожалуйста! Некоммерческое распространение этой статьи приветствуется при соблюдении всего двух условий: публикации материалов без изменений и указания следующей информации:

Автор статьи - Елена Прогонова. Источник - сайт об эффективной работе с информацией tatianabadya.ru (гиперссылка обязательно должна работать).